4. Мел и древности.
Эта и следующие несколько глав носят, скорее, технический характер, поэтому публикуются как отдельные темы.
Война разбросала людей на многие десятки и сотни километров. Автор этих строк очутился в Орлицких горах. Семья моего друга детства оказалась еще дальше, неподалеку от рек с названиями Вуппер, давшей городу название Вупперталь, и Дюссель, давшей название Дюссельдорфу. Развитие химической промышленности во второй половине ХIХ века вызвало интенсивную добычу полезных ископаемых, в частности, мела, в долине рек Дюссель и Вуппер. В ходе работ, в том числе по добыче мела, в долине Неандерталь были обнаружены человеческие останки, о которых мы теперь знаем как об "обнаружении неандертальца". Однако мел нужно было как-то вывозить с места добычи и поставлять предприятиям, предприятия росли, их филиалы зачастую оказывались в других городах, где были иные компоненты, необходимые для производства, а мел и известь приходилось, соответственно, возить все дальше.
У мела есть один большой недостаток: он гигроскопичен. В солнечный день все прекрасно, но если сгущаются туманы, или, того хуже, дождь - его надо от влаги закрывать. Соответственно, еще со времен первых железных дорог, когда разнообразие транспортных средств было не слишком высоким, а покупка каждого вагона - солидным вложением, производители вагонов старались предложить предприятиям такие вагоны, чтоб ими можно было пользоваться для максимальнго разнообразия грузов. Самым универсальным для насыпных грузов является полувагон, но он открыт сверху. Соответственно, полувагоны стали оборудовать балкой, проходящей вдоль вагона сверху, как конек от крыши. Таким образом удалось одновременно и повысить прочность конструкции (балка придавала жесткость), и получить конек для укрывания груза от влаги, и сохранить возможность погрузки насыпом. Через балку перекидывали тент, тент крепили к кольцам на уровне рамы полувагона (кольца, кстати, используются на полувагонах до сих пор, просто тент не делают домиком)
Подробнее о вагонах можно посмотреть статью в Википедии,
Там же можно найти чертеж вагона баварской постройки:

Как видите, это 1860-е годы. По мере усиления специализации вагонов на вагонах для перевозки мела вместо тента появились крышки. Первые вагоны для перевозки мела были небольшими, с базой 3 м для нетормозного и 3.5 м для тормозного, имели шесть крышевых люков для загрузки, для выгрузки использовалась обычная дверь в борту и лопата. Вагоны были оформлены очень аскетично, будка тормозильщика не имела дверей и одной стенки. Однако в скором времени вагоны стали выпускать в модернизированном виде: борт выше, база 3.5 метра независимо от наличия тормоза, будка с двумя дверьми. В таком виде средства для перевозки мела встретили Первую мировую. После нее в вагонах для перевозки мела потребность стала еще выше, и была построена третья модификация, с увеличенной длинной. На дворе стояли уже 1920-е годы, а разгрузка у вагонов для перевозки мела, объединенных под группу "Вупперталь" все еще была через дверь лопатой. Примерно в это время появились хопперы с автоматической выгрузкой - Талбот для щебня и Ольденбург для угля, и больше Вуппертали не строили. Однако они проработали еще до войны, были разбросаны войной по всей Европе, и после войны доработали до конца 1980-х гг. Несколько сохранились в музеях, однако специфика эксплуатации обусловила плохое состояние вагонов, особенно уголков на панелях борта и крыш. Например, вагон в Брно вообще лишился крышек, у остальных, виденных мной, - именно крышки в очень плохом состоянии.
Немного иллюстраций ниже.